Маркировка, тара и курс рубля. Пивовары о повышении цен на пиво

Крупнейшие пивоваренные компании России заявили о повышении отпускных цен на пиво на 8-15% с 1 апреля. Розничные сети усомнились в обоснованности такого решения. Однако, по словам Вячеслава Мамонтова, главы АПП, объединяющей крупных производителей, рост цен в рамках пивоваренной отрасли — самый незначительный в категории алкогольных напитков и по-прежнему ниже уровня инфляции. Глава Союза российских пивоваров Даниил Бриман назвал повышение ценника на 10-15% обоснованным и даже сдержанным. По его мнению, оно не станет фатальным, поскольку пивной рынок остается одним из самых конкурентных

Profibeer выяснил, какие предпосылки для роста цен пивовары считают основными.

Предпосылки роста

Главный статистический орган страны, Росстат, уже подсчитал минимальную цену за литр пива: она составляет 160 рублей. У роста отпускных цен наблюдаются как экономические, так и административные предпосылки.

Логистика стала дороже почти на 20% в среднем по рынку. Тара выросла в цене на 20-30%. О подорожании алюминиевой банки компания-монополист объявила еще осенью: оно связано с огромными инвестициями в производство, — объясняет глава Союза российских пивоваров Даниил Бриман. — Кроме того, в цене на алюминий есть валютный компонент, она очень чутко реагирует на колебания валюты. Стекло прибавило в стоимости в среднем на рубль за бутылку, не отстают также этикетка, лаки, краски и прочее. Даже если все это заказывается из Китая, юань к рублю тоже не дешевеет.

Сказался и рост заработной платы. Особенно это актуально для производств с высокой степенью автоматизации: таким требуются высококвалифицированные специалисты, эффективные менеджеры и инженеры, за них на рынке высокая конкуренция.

Своя лепта маркировки

Сдерживать цены сравнительно долгий период помогали запасы немаркированной продукции, хранящейся на складах, однако ресурс пивоваренных компаний не бесконечен. Сейчас одной из самых очевидных причин роста стала маркировка. На сегодняшний день она вступила в силу для всех видов тары.  

Многие коллеги, да и мы с «Суздальским пивоваром» до этого довольно сдержанно оценивали стоимость внедрения маркировки на наших площадках, — признается Даниил Бриман. — На деле расходы превысили ожидания. Очень дорого само оборудование и его амортизация. К тому же, внедрение «Честного знака» требует создания дополнительных рабочих мест. Подсчитать, какой процент прибыли забирает маркировка, мы не беремся: сейчас для нас важно хотя бы обеспечить ритмичную и бесперебойную работу этой системы. Каждый сбой, при котором происходит рассинхронизация ЕГАИС и «Честного знака», приводит к отбраковке продукции.

По данным компаний, состоящих в Союзе российских пивоваров, производительность линий снизилась на 10-15% из-за внедрения оборудования для нанесения маркировки. И  такие трудности испытывают все. Только у крупных компаний эти трудности нужно помножить на их большие объемы производства.

Руководитель пивоваренной компании «Золотой Хмель» Евгений Худанов, представляющий средний бизнес, тоже считает маркировку значительным обременением для пивоваров. Но на примере своего производства не находит причин для такого резкого взвинчивания цен:

В целом,это естественное явление, дорожает абсолютно все, не только пиво. Поэтому не понимаю бурной реакции общественности на заявление пивоваренных компаний. Но не уверен, что цены необходимо повышать резко, с 1 апреля. Могу рассказать, какая практика сложилась на нашем производстве и как мы реагируем на многочисленные экономические факторы. Во-первых, ежегодно мы повышаем зарплату на коэффициент инфляции своим сотрудникам, что ведет к удорожанию пива. Анализируем рынок сырья и, если оно обходится нам дороже, в начале сезона можем проиндексировать цену на полке. Но точно не на 10-15%, а меньше, и только раз в год. Маркировка действительно затратное предприятие, но мы не рассчитываем за один сезон отбить все расходы, вложенные в оборудование для обеспечения работы «Честного знака». Этот процесс можно растянуть на несколько лет.

«Цены на солод и сырье близки к лояльным»

Конечно, подорожало сырье, — считает Даниил Бриман. — Напомню, что доля импорта хмеля по-прежнему остается на уровне 95%. Почти весь он закупается за рубежом, а это значит, что его стоимость напрямую зависит от курса. Кроме того, прошлый сезон был отмечен засухой и плохим урожаем. Как следствие, цены на отдельные сорта хмеля в 2023 году подскочили на 30-70%. И, хотя доля хмеля в структуре себестоимости пива составляет от 3 до 5%, это все равно влияет на рост издержек производства.

Коммерческий директор компании «Стратегия XXI» Олег Цукалов отмечает рост цен только на некоторые позиции. В целом же, по его словам, стоимость хмеля даже с учетом колебаний курса остается более чем приемлемой:

Мы видим рост цен на тонкоароматный хмель, например Tetnanger, Hersbruker и Hallertau Mittelfrueh. Это связано с засухой и неурожаем, которые случились в Европе в 2023 году. В целом же отрицательные прогнозы на 2024 год не сбылись: цены на многие сорта хмеля сейчас находятся на одном из исторических минимумов.

Олег Цукалов подчеркнул, что речь о стоимости килограмма сырья. Но если мы будем говорить о стоимости в пересчете на килограмм альфакислоты, то все уже не столь радужно. Дело в том, что засуха привела к сниженному содержанию в шишках столь ценной «альфы».

Цены снижаются на многие горько-ароматные сорта. Особенно отличились, например, Perle или Tradition. Подорожал разве что горько-ароматный американский Centennial, поскольку его валовый сбор в 2023 году оставлял желать лучшего. Расценки на многие горькие сорта тоже ползут вниз — в частности, на Magnum, Hercules и Taurus. Это объясняется курсом, который в Соединенных Штатах взяли на выращивание горьких хмелей: под них в США отдали обширные площади из-под вкусо-ароматических сортов. Плодоносить насаждения начали с первого года, что сразу отразилось на ценах. Именно поэтому американская «горечь» сейчас обойдется дешевле европейской.

У скромных расценок на хмель есть глобальная причина, — подытожил Олег Цукалов. — Это сокращение мирового потребления пива. Как следствие, пивоваренные компании закупаются меньшими объемами. Это приводит к тому, что даже в условиях плохого урожая на рынке всегда есть существенные запасы любого хмеля. От этого и цены идут вниз.

Цены на солод и на сырье в целом сейчас близки к лояльным, — рассказал сооснователь крафтовой пивоварни Red Button Даниил Смышляев. — Выбиваются разве что фруктовые пюре: их стоимость растет. Отчасти по этой причине смузи еще в прошлом году стали более сезонной позицией. Тем не менее, спрос на них не угаснет, так как они уже завоевали свою аудиторию.

Фруктовые сауры и томатки тоже подорожают

Все перечисленные выше причины ударили не только по крупным предприятиям.

Мы с Red Button тоже планируем поднять цены примерно на 10%. К сожалению, отрасль сейчас входит в ту фазу, когда продукт стало дороже упаковать и привести в готовый к реализации вид, чем произвести, — считает сооснователь крафтовой пивоварни Red Button Даниил Смышляев

Роста стоимости крафтовых стилей ожидает автор проекта «Томатное оборзение», блогер Сергей Ковалёв:

Дорогие кислые эли от Sergacore и Кулиnar станут ещё дороже и недоступнее (480+ и 550+ рублей соответственно), имперские стауты прочно обоснуются в районе 500 рублей и выше, а крафтового пива дешевле 200 рублей, скорее всего, вообще не останется.

В ближайшее время подорожать может не только фруктовое сырье, но и томатная паста, служащая основой для томатных гозе. Причиной тому — запрет на ввоз семян помидоров из Нидерландов. Их активно импортировал АПК «Астраханский», основной производитель томатной пасты в России. Предприятие предупредило о ее возможном дефиците летом 2024 года.

Сейчас размах цен на томатки укладывается в границах 270-340 рублей с редкими исключениями. При новых апрельских вводных получится уже 320-390, — объясняет блогер.

Сергей отмечает, что общая инфляция и другие обстоятельства оказывают влияние на всех без исключения участников рынка. Но опасается, что малые и средние пивовары последуют примеру крупных компаний и «просто умножат нынешний ценник на 1,15 без лишних вычислений и угрызений совести».

Конечно, маленькие и большие пивоварни используют одну и ту же воду, одно и то же электричество, заливают в грузовики один и тот же бензин. На это, кстати, намекает один крупный производитель в своём пояснении: «корректировка цен плановая и происходит из-за инфляционных и других объективных процессов в России». Но могу предположить, что кто-то может увеличить цену на ожидаемые 10-15% исключительно «под шумок», не обладая вескими на то причинами. 

Сергей обеспокоен тем, что, несмотря на подскочивший ценник, качество продукции пивоваров в лучшем случае останется прежним:

К сожалению, в пояснении нет ни слова про увеличение конечной стоимости из-за улучшения сырья или увеличения его концентрации в общем объёме. То есть пиво останется тем же, но потребитель будет вынужден дополнительно оплачивать увеличенные тарифы за электроэнергию, водоснабжение, транспортировку и квартальные премии руководящих составов пивоварен. Ну, или что там они подразумевают под «объективными процессами в России».

«10-15% — сдержанное повышение»

Цена банки пива увеличится не более чем на 15%. В Союзе российских пивоваров уверены: в нынешней ситуации это наиболее оптимальный вариант.

10-15% — это абсолютно обоснованное и даже сдержанное повышение, — отмечает глава Союза российских пивоваров Даниил Бриман. — Оно могло бы стать более агрессивным — для этого есть основания. Однако крупные компании стараются взять часть административной нагрузки не себя, не перекладывая ее на потребителя. Например, когда с 1 января повысились акцизы, цены на бутылку пива все равно оставались прежними — их сдерживали сами производители.

Пивовары всегда прикладывают максимум усилий, чтобы сдерживать рост цен и сохранять доступность качественной, безопасной и легальной продукции для потребителей, поэтому в прошлом году для нашей отрасли был характерен один из самых низких показателей повышения цен среди всех алкогольных напитков, который в том числе был ниже инфляции, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов.

По данным Росстата и NielsenIQ, несмотря на продолжающийся рост затрат на основное сырье и компоненты, а также высокую инфляцию, темпы роста цен в пивоваренной индустрии ниже, чем во многих иных категориях FMCG. В прошлом году повышение цен затронуло многие категории, включая социально-значимые, такие как молочная продукция. Это обусловлено объективными факторами: инфляцией (7,42%), ростом цен на сырье, ежегодным ростом акциза, увеличением стоимости логистики на 30% и другими макроэкономическими причинами.

При этом Даниил Бриман замечает: если кто-то из производителей перешагнет границу разумного, то есть, поднимет цены более чем на 10-15%, его быстро заместят, например, продукцией какого-нибудь регионального завода. Пивной рынок остается одним из самых конкурентных.

Материал подготовлен порталом Profibeer.